Маша Потапенкова |
Контакты | Работы | Биография. | Links | НОВЫЕ РАБОТЫ | www.potapenkova.ru |
"Каждый художник по-своему трансформирует окружающую реальность на полотне, выбирая из множества известных изобразительных приёмов ему наиболее близкий и постепенно вырабатывая свой собственный художественный язык.
Ранний период творчества художника был связан с движением от реального взгляда на мир к видению более абстрактному. Постоянный творческий поиск привёл к оформленной творческой концепции, в которой художник совершенно осознанно отказывается от некоторых традиционных приёмов в живописи. Сейчас, созерцая те или иные предметы, художник видит прежде всего их цветовой спектр, затем развивая и преумножая его в своём внутреннем сознании и проецируя на полотно. Таким образом, именно цвет становится главенствующим над формой и содержанием видимого. Исчезает игра светотени, объём, линейная перспектива, и появляется плоскость, изнутри и снаружи заполненная цветом. Он становится, доминантой, сущностью образа, раскрыть которую автор стремится всеми возможными живописными способами изображения. Своеобразная игра с палитрой превращается в безграничную красочную импровизацию, приобретающую некое ритмичное кружение, музыкальность в пространстве рисунка. И чем крупнее сама картина, тем сильнее художник погружается в цвет и различные варианты его градаций. Объёмный, пастозный мазок уже выходит за рамки просто рисунка, выражая своеобразную реальную осязаемость, затрагивая как будто бы даже вкусовые ощущения. Поэтому так привлекательны в качестве сюжетов картин природные дары, - фрукты, цветы, пейзажи. Где, как ни в природе можно найти сочность красок, что так сильно пробуждает вдохновенье художника? Но это всегда ещё и многоцветность, пропитанная солнцем, радостью, положительной энергией и прозрачностью". Маша ПОТАПЕНКОВА. "Фруктовый коктейль – таково название очередной выставки Марии Потапенковой, прошедшей на Арбате в 2006 году. Удачное и характеризующее автора название! Хвост петуха (cocktail), а вернее символ петуха кричит о активности, об устремлении к рассвету и духовном просветлении, И потому так много солнца и света в ее живописных (в классическом смысле слова) холстах. Таково и творчество Маши – веселого, интуитивного и ищущего художника. Несмотря на ощущение бездумной легкости и праздника, ее картины глубоки, непорочны и наполнены оптимистическими ритмами. Можно было бы подумать, что речь идет об абстрактном художнике. Но нет, желанный, но труднодоступный сплав абстрактного и предметного налицо. Она не нарушает живописную плоскость, и это придает ее холстам желанную декоративность. Мария – не начинающий, но опытный художник, который не ищет на поле унылых и минималистких современных эстетик. На ее поле поисков растут сочные цветы (точнее – цвета) пусть традиционных по материалу, но современных ритмических открытий. Вообще говоря, РИТМ – главное, что дано автору от природы. Ее холсты создают разное, но всегда ровное, умиротворяющее настроение. Они не заставляют человека погружаться в трясины мучительных и рефлексивных переживаний. Они как бы говорят о том, что жизнь – не такая уж плохая штука. Краски потому так изобильно много в ее картинах, что она является основой, своеобразным воздухом, солнечным эфиром, из которого и сплетены Машины солнечные натюрморты. Новые картины художницы менее нагружены краской и белый холст еще сильнее подчеркивает брызги и пятна желтого, оранжевого, красного. Она считает, вслед за Ван Гогом, Василием Кандинским, что масляная желтая краска – это физиологически чистый восторг!" Евгений ГОРОХОВСКИЙ "На залитой солнцем глади воды покачиваются три пустые лодки. День знойный, от лучей и бликов вода словно апельсиновый сок, в лодках никого. В такой час на раскаленной воде нестерпимо, вода недвижима словно огромное, уходящее к горизонту зеркало. Ослепительный её блеск у берегов гасят легкие зеленые отражения высокой травы. Вдали, почти у горизонта очертания двух брошенных лодок. Почему эти лодки такой странной формы? Зачем они пустые так далеко от берега? А вот еще одна такая же, только совсем близко. Почему она так напоминает лимон? А большие лодки словно дыни. А ослепительная вода — стеклянный стол, горизонт — его грань, тонкие стебли высокой свежей травы на берегу — прозрачные занавески на окне, через которое втекает солнечный цвет. А какой цвет у солнца? Белый, желтый, оранжевый, персиковый, красный. Все яркие, чистые, жаркие цвета — дары солнца. Самый яркий из них белый. Красный, желтый, оранжевый горят на нем, словно подсвеченные изнутри, наполненные его светом, стремящиеся его затмить, но не способные сделать это и колеблющиеся на ослепительном его сиянии. Цвета эти строят уходящее вдаль пространство, в пространстве возникают формы: лодки-дыни, стекло стола — гладь воды. Создательница этого фруктового рая — художница, родившаяся, как и следовало бы в августе: месяце солнца и спелых плодов. Солнце, цветы и плоды главные её герои и объекты поклонения. «Иду я, — говорит она, — и вижу — лимоны! Как они хороши, какой цвет, красотища! Знаешь, такие азербайджанские не просто желтые, а почти оранжевые, с нежной такой кожицей. Смотрю я на них и хочется мне их купить, если сразу этого не сделаю, то забираю глазами. Я иногда среди зимы фрукты какие-нибудь редкие покупаю, например, арбузы, смотрю на них, любуюсь и рисую. Рисую и мечтаю: какие же они, наверное, вкусные!». Нарисовать, а потом съесть. Написать цвет как вкус, и этот вкус через цвет дать почувствовать зрителям. Увлечь, соблазнить вкусом цвета. Её работы захватывают воображение чистотой и ясностью красок, врывающихся в реальное пространство осязаемым объемом цвета, нагруженным на холст без участия кисти. Образы создаются словно скульптура, буквально лепятся, оттачиваются мастихином. Ритм и движение смешивания красок на палитре переносятся прямо на холст. Натурные натюрморты прямо на глазах разрушаются светом, цветом и воздухом, чтобы обнажить свою тайную природу. Апельсины превращаются в огненные колеса, маленькие символы солнца, розы закручиваются вечными спиралями. Цветы рассыпаются и словно бабочки вьются над фруктами. Белеющий парус лодки плывет одиноким ангелом. Спелые сливы и пылающие герберы становятся лишь сюжетом для завораживающего, рождающегося прямо на холсте цветового танца. Пространственная глубина, безбрежность горизонта, почти невесомость рождаются из чистого цвета, без участия перспективных построений. Сочные, яркие, точные мазки, сталкиваясь и расступаясь, дают жизнь образам, возникающим из света и воздуха. Образы эти открывают восприятие окружающего мира в его многогранной, причудливой и парадоксальной неоднозначности". Вера ГОЛОВИНА, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи "Мария Потапенкова – ярко одарённый, своеобразный и самобытный художник. Её талант сочетает в себе множество, казалось бы, несочетаемых качеств: чистоту, детскую непосредственность восприятия окружающего и полную зрелость в отношении к созиданию; некая абстрактность изображения образов и, тем не менее, их узнаваемость, практически осязаемая реальность. Как не велико влияние замечательных мастеров прошлого, французских и русских импрессионистов, пуантилистов и фовистов и многих других, художнице удалось найти свой неповторимый стиль. Причём стиль этот способен постоянно проявлять своё уникальное развитие, постепенно усложняясь в плане технических приёмов и в то же время, становясь более простым для восприятия. Ей удалось не поддаться современной конъюнктуре, избежать давления коллег, рыночных отношений и других обстоятельств и сохранить свою индивидуальность, своё собственное «видение» Смелый мазок, потрясающий вкус и живость в подборке палитры, формы, композиции, особый выбор тем картин и полная самоотдача творчеству – именно такой предстаёт перед нами сегодня Мария". Ольга ЛАМЕКИНА Композитор |